Новые правила субсидирования рейсов в обход Москвы позволяют авиакомпаниям отдавать маршруты своим «дочкам», чем воспользуется группа «Аэрофлот». Но они не дают возможность делиться субсидиями между разными перевозчиками

Новости политики, экономики, спорта, строительство, мероприятия

Измененные правила субсидирования межрегиональных авиаперевозок в обход Москвы, вступившие в силу с начала октября, позволяют авиакомпаниям получать деньги и за рейсы, выполненные ее «дочками». Это следует из постановления № 1597, которое 22 сентября подписал премьер Михаил Мишуcтин.

В 2021 году на выполнение субсидируемых рейсов в обход Москвы выделено 7,7 млрд руб., говорил в начале сентября первый вице-премьер Андрей Белоусов на совещании с президентом Владимиром Путиным. Как уточнила советник руководителя Росавиации Елена Михеева, на реализацию этой программы в 2022-м будет направлено 9,3 млрд руб.

Но в изменениях правил не учтена давняя просьба перевозчиков — разрешить использовать субсидируемые рейсы в так называемой схеме код-шеринга, когда авиакомпании совместно продают билеты фактически на один рейс. Как будут работать новые правила и почему код-шеринг пока остается вне регулирования, разбирался РБК.

На кого рассчитаны новые правила

В 2021 году субсидируемые межрегиональные рейсы в обход Москвы выполняют более 20 авиакомпаний по 410 маршрутам, следует из данных Росавиации. До 1 октября перевозчики должны были подать заявки по этой программе на 2022 год. «Отбор получателей субсидии еще продолжается, перечень маршрутов и авиакомпаний в стадии формирования», — поясняет Михеева. По ее словам, перечень субсидируемых маршрутов власти сформируют до 1 ноября, а итоговые результаты конкурса Росавиация опубликует до конца ноября.

Главным интересантом измененных правил субсидирования стали «Аэрофлот» и его «дочка» «Россия». Появившуюся возможность выполнять рейсы авиакомпаниями группы в пресс-службе «Аэрофлота» назвали «важной инициативой». «В программе сможет принять участие ряд рейсов из Санкт-Петербурга и Красноярска в регионы. Это как собственные рейсы [одноименной авиакомпании «Аэрофлот»], так и выполняемые авиакомпанией «Россия», — говорит представитель «Аэрофлота».

В августе гендиректор «Победы» Андрей Калмыков говорил в интервью РБК, что не считает правильным строить бизнес-модель на получении субсидий. «Самолет берется в лизинг минимум на десять лет, а правила и механизмы получения субсидий меняются каждый год. Поэтому мы в субсидии не играем в принципе», — отмечал он. По его словам, «Победа» не умеет делать отчетность об использовании субсидий, которая бы устроила регуляторов, — правила их предоставления написаны «по-советски». С момента появления в конце 2013 года программы субсидирования рейсов в обход Москвы она корректировалась более десятка раз. Представитель «Победы» сообщил РБК, что лоукостер не собирается и в 2022 году выполнять субсидируемые рейсы.

В чем проблема с перевозками

По словам пресс-секретаря S7 Group Ирина Дуньковой, возможность передачи субсидируемых рейсов дочерним перевозчикам «фактически дает преимущество определенной группе российских авиакомпаний» (не уточняя, кого именно из конкурентов она имеет в виду). S7 Airlines и еще несколько региональных компаний, которые получали субсидии на полеты в обход Москвы, ранее выступали за возможность использования так называемого код-шеринга на субсидируемых рейсах. Схема код-шеринга работает следующим образом: это договор между авиакомпаниями о совместной эксплуатации рейсов на одном маршруте; каждая компания продает билеты на полет, который фактически выполняется одной из них, по своим ценам и под своим кодом и номером рейса. Но возможность реализации код-шеринга на субсидируемых перелетах до сих пор не прописана, поэтому авиакомпаниями не используется.

Перевозчики неоднократно обращались к властям с просьбой разрешить подобную схему. Одно из таких писем в декабре 2020 года подписали руководители S7, Utair, Red Wings, «ИрАэро», «РусЛайн» и «ЮВТ Аэро» и холдинга «Аэропорты регионов», объединяющего несколько региональных аэропортов. Его адресовали руководителю Росавиации Александру Нерадько. Комментируя это обращение в феврале 2021 года, Нерадько отмечал, что положение о код-шеринге войдет в новую редакцию программы. Почему этого не произошло, в пресс-службе Росавиации комментировать отказались. РБК направил запрос в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ; к ней за поддержкой также обращались перевозчики).

«Сейчас код-шеринг не определен в постановлении [правительства], то есть для субсидируемых рейсов он ни разрешен, ни запрещен», — сказал РБК замгендиректора авиакомпании «РусЛайн» по коммерции Александр Крутов. Совместная эксплуатация таких рейсов, по его словам, упростит процесс покупки авиабилетов из узловых аэропортов в едином билете, что будет в первую очередь значительно удобнее для пассажиров. «Единственная связанная с разрешением код-шеринга сложность, на наш взгляд, заключается в контроле верхних границ тарифов на субсидируемые рейсы, так как в случае применения код-шеринга действует единый тариф», — говорит Крутов. Рейсы могут состоять из двух сегментов, в этом случае пассажиру не нужно покупать два раздельных билета, он приобретает единый билет. Если один рейс в составе такого единого билета субсидируемый, установить его стоимость и понять, не превышает ли она допустимые границы, становится сложнее, объясняет представитель «РусЛайна».

Директор по стратегическим коммуникациям «Аэропортов регионов» Евгений Красиков утверждает, что для возможности применения код-шеринга в рамках программы субсидирования рейсов в обход Москвы получены «все необходимые разрешающие разъяснения со стороны Минтранса» и эта технология «начнет в ближайшее время применяться». Но он не объяснил, как это будет работать, если такая возможность до сих пор не прописана в постановлении правительства. РБК направил запрос в Минтранс.

В начале октября глава «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский и гендиректор Red Wings Евгений Ключарев сообщили журналистам, что Red Wings и «Уральские авиалинии» подписали код-шеринговое соглашение, которое будет применяться в том числе на субсидируемых рейсах из Екатеринбурга. Но они также не объяснили, как оно будет действовать. «В авиации все очень жестко: что не разрешено — то не разрешено», — подчеркивает представитель «РусЛайна». РБК направил запросы в пресс-службы «Уральских авиалиний» и Red Wings.