Топ-менеджер розничной сети Shell в России Виталий Маслов предупредил о риске банкротства для части независимых АЗС, занимающих 60% рынка. Сеть Shell уже восемь месяцев генерит 1,5 руб. убытка с каждого проданного литра бензина

Новости политики, экономики, спорта, строительство, мероприятия

С начала 2021 года оптовые цены на бензин в России выросли на 20-30% (в зависимости от вида топлива), а розничные цены — только на 3-6%. «В такой ситуации бизнес себя чувствует очень некомфортно. Я думаю, что на длинном плече эта ситуация не имеет права быть, потому что начнется элементарная череда банкротств», — заявил на брифинге в четверг, 9 сентября, директор по развитию и операционному управлению сети АЗС «Шелл» в России Виталий Маслов.

Shell работает на российском рынке с 1998 года, с тех пор компания открыла 411 АЗС (из них 233 собственных и 178 — дилерских). Всего в России действует 23 тыс. АЗС, из которых более 60% приходится на независимые сети. У них нет добывающих и перерабатывающих активов, в отличие от вертикально интегрированных компаний, таких как «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть».

«Вертикально интегрированные компании, которые помимо звена топливной розницы имеют переработку, оптовые продажи и продажи за рубеж, являющиеся высокомаржинальными, имеют возможность оперировать интегрированной маржой», — отмечает Маслов. Но в России 2/3 бизнеса топливной розницы в руках независимых игроков, у которых нет возможности производить топливо и продавать в опт, поэтому они покупают его на бирже, в частности, так поступает Shell.

«Здесь начинаются проблемы — у нас нет интегрированной маржи, мы можем зарабатывать только на топливной рознице, которая сейчас нерентабельна. Мы сейчас генерируем 1,5 руб. убытка с каждого проданного литра [бензина]. Это продолжается на протяжении уже восьми месяцев», — говорит топ-менеджер компании. Из-за этого, по его словам, многим независимым сетям даже банки отказывают в предоставлении кредитов.

Но Shell не намерена сокращать инвестиции в розничную сеть в России. «Буквально неделю назад мы проводили с руководством брифинг по этой тематике и определению вектора развития. В следующем году мы будем продолжать открывать новые АЗС в России. Нам выделен бюджет», — сказал Маслов. По его совам, Shell — «большая и терпеливая компания», но не хочется доводить ситуацию до того, когда останется всего несколько компаний на рынке независимой розницы.